Я приветствую вас, дорогой читатель. Рад видеть старых знакомых и новых посетителей. Незаметно пролетело три года. Я надеюсь, что вы по-прежнему верны старому доброму увлечению как и я.

Взгляды на пластиковое хобби видоизменяются, появляются новые технологии. Поэтому состав статей будет также развиваться.

На сайте произойдут небольшие изменения. Появится реклама, как способ поддержки этого проекта. Как автор, буду признателен за отзывы и перепосты в соц.сетях.

Все это позволит блогу активнее развиваться и наполняться оригинальным (а чаще всего уникальным) контентом.

С уважением Гаценко Юрий.

Японские акрилы в моделизме 3

Итак, продолжим нашу сагу об акрилах. Тем, кто пропустил - желательно просмотреть  #1 часть и #2 часть

XVIII.


Густота краски для  нанесения  аэрографом. 

Оптимальной считается густота домашнего молока. При наклоне посуды краска должна стекая, оставлять на стенках посуды хорошо различимый след , как от жирного молока. Конечно, допустимы отклонения в консистенции краски, но это оптимальный вариант. 
Чем более густая краска, тем большее давление воздуха нужно использовать для ее нанесения.

Лучше всего разводить краску для применения в отдельной посуде. Для однократного применения лучше всего купить стаканчики для приема лекарств. Удобно размешивать, он прозрачный, нанесена шкала, что очень удобно. Продаются в аптеках. Стоят дешево. 



Скорее всего, вам показалось, что я делаю краску слишком жидкой. Основной принцип работы аэрографа в моделизме - окрасить модель как можно более тонким слоем. Он предназначен именно для этого. Не для красоты и скорости работы или чего-то еще. Потому что основной критерий - толщина слоя краски. 

XIX.


Классификация оригинальных разбавителей

Лучше всего пользоваться  оригинальным разбавителем. 

Это базовый для Tamiya


Это базовый для Hobby color



И тут полная путаница. Тамия выпускает в одинаковой таре с похожей этикеткой разные составы. Читайте внимательно - "acrylic color". Цифры на емкостях Ганзы не означают марку растворителя , это емкость тары. Существует несколько дизайнов этикетки, встречается тара с маркой "50" и.т.д. Необходимая надпись - "Hobby color". 

В сети и разговорах много раз встречал реплики, что эти краски разбавляются водкой, спиртом, изопропанолом, чем угодно. Это действительно так. Поначалу были случаи, когда их разбавляли 646-м по незнанию и нахваливали. Не могу вам этого советовать пока полностью не освоитесь. 
Нет смысла использовать лучшие в мире краски и разбавлять их суррогатом, ухудшая их свойства. 

Эта химия очень экономична - за последние 6 лет, я израсходовал полторы банки тамии и два пузырька от Ганзы. 

Указанные варианты полностью взаимозаменяемы. 
Разбавитель Тамии сушит краску значительно быстрее, чем Ганза, и тут уже на любителя.

Экономия будет просто потрясающей, при условии, если добавлять разбавитель в краску не "в налив" как лимонад, а купив пластиковую пипетку со шкалой и добавляя точное количество. 


С красками марки Mr color все интереснее. 
Выпускается два типа разбавителя:

Быстрый




и Медленный



По японской традиции - крупные цифры на пузырьке обозначают емкость тары, а наименование пишут мелким шрифтом внизу. Как-то нелогично выходит.
Это если бы у нас на пакете молока писали емкость 950 огромными цифрами, а слово "молоко", мелким шрифтом внизу....

С этой краской отлично "дружит" вот такой разбавитель от Тамии  
По скорости высыхания его можно отнести к быстрым разбавителям. 

Вся химия для Mr color имеет несильный, но стойкий запах. Многих это останавливает в ее применении, спиртовые акрилы хоть и немного хуже в работе, но пахнут просто водкой. 

Чтобы окончательно закрыть этот вопрос - скажу, что "вонючие" разбавители великолепно работают с красками на спирту. Только краска сохнет десятки секунд. 

И тут, наверное вопрос возникнет:  "Зачем такое количество видов и подвидов разбавителей?" Ведь большинство абсолютно взаимозаменяемо ... Если серьезно - их намного больше, но те что я перечислил,  дадут самый лучший результат. Дело в разном запахе и скорости высыхания красок с ними. 
И еще: перечисленная мною химия не вступает в реакцию с модельным пластиком и не оставляет на нем следов в  99 % случаев. 

XX.


Зачем разные по скорости высыхания разбавители

Это зависит от ваших задач. Чем "быстрее" состав, тем менее равномерно ляжет краска на поверхность. Он просто высохнет быстрее , чем успеет растечься. 

Если красить , например БТТ, то лишняя шагрень не проблема, броня такая и будет. Зато можно практически не ждать высыхания слоев - все сохнет почти моментально, делая окраску простой и быстрой. 

Если мы красим например, рекордный самолет, то там поверхность требуется гладкая, на ней будет выделяться любая мельчайшая неровность, а последующие слои дело только усугубят. Здесь торопиться не надо - требуется тщательность отделки. 

А у моделистов авто, например - любая неровность окраски недопустима. Кузова моделей красят особо тщательно, с послойной шлифовкой и полировкой. Применяют самые медленные растворители и добавляют ретардер. 

Судомодели, как правило делают с очень большим уменьшением прототипа. Здесь неровность краски даже в несколько сотых миллиметра за счет масштаба будет очень хорошо заметна. 

Когда работают малыми дозами краски с большим давлением, чтобы краска успевала пройти через иглу аэрографа , не засохнув, используют разбавители с замедлением высыхания. 

В общем, есть специфичные задачи в каждом случае...

В принципе, можно добиться практически любого результата любым растворителем, варьируя густоту краски, давление и расстояние до объекта окраски. Если, конечно не ставить для себя сверхзадачи. Но все это здорово облегчает работу и настройку аэрографа. 


XXI.


Ретардер и его использование

Если "скорость" разбавителя велика, либо нужно добиться более медленного высыхания краски, чем имеется, то применяют их замедлители - "ретардеры". 

Тамия  


Ганза


Большой разницы в них нет, но Ганза традиционно "медленнее" Тамии во всем. 

Добавляем от 5 до 30 процентов от объема краски, в зависимости от ситуации, обычно 
хватает 1/10 от объема. 

Тут есть правило - матовые краски сохнут всегда быстрее глянцевых. У них просто поверхность контакта с воздухом больше чисто физически. Это, и еще несколько факторов учитываются  при расчете пропорции ретардера. 


XXII.

Оптимальное расстояние до объекта и давление при окраске

Расстояние до объекта зависит от давления воздуха в компрессоре и количества подаваемой краски, в среднем это 20 см. 

Давление зависит от расстояния и густоты краски, в среднем 1 - 1.2 атм. 

Вот теперь, когда все параметры озвучены , можно связать их в единую систему уравнений:

- Ьольше  давление воздуха в аэрографе - краска более матовая, меньше - более гладкая.
- Меньшее давление требует более жидкой краски и меньшего расстояния при окраске
- Чтобы получить глянцевую краску, "замедляем" ее , делаем ее более жидкой , уменьшаем давление и расстояние. 
- Матовая краска - много воздуха, быстрый разбавитель , большое расстояние.
- Нужен тонкий факел краски - значит делаем более жидкой, уменьшаем расстояние до объекта, а чтобы краска не растекалась , нужно ускорить разбавитель. 
- Нужно быстро окрасить по маскам без потеков - работаем сухими слоями, сверхбыстрыми растворителями, а воздух уменьшаем иначе краска высохнет , не долетев. 

Каждый раз можно подстраиваться под требуемую задачу. Модифицировать краску. Учитывать величину пигмента и.т.д. Одним словом - думать...

А самый быстрый разбавитель - чистый спирт. Он меняет оттенок краски, осветляя ее немного, поэтому используют его так довольно редко.

На этот раз -  достаточно. В следующий раз поговорим об ошибках и методах их устранения