Итак, продолжим нашу сагу об акрилах. Тем, кто пропустил - желательно просмотреть
#1 часть и
#2 часть.
XVIII.
Густота краски для нанесения аэрографом.
Оптимальной считается густота домашнего молока. При наклоне посуды краска должна стекая, оставлять на стенках посуды хорошо различимый след , как от жирного молока. Конечно, допустимы отклонения в консистенции краски, но это оптимальный вариант.
Чем более густая краска, тем большее давление воздуха нужно использовать для ее нанесения.
Лучше всего разводить краску для применения в отдельной посуде. Для однократного применения лучше всего купить стаканчики для приема лекарств. Удобно размешивать, он прозрачный, нанесена шкала, что очень удобно. Продаются в аптеках. Стоят дешево.
Скорее всего, вам показалось, что я делаю краску слишком жидкой. Основной принцип работы аэрографа в моделизме - окрасить модель как можно более тонким слоем. Он предназначен именно для этого. Не для красоты и скорости работы или чего-то еще. Потому что основной критерий - толщина слоя краски.
XIX.
Классификация оригинальных разбавителей
Лучше всего пользоваться оригинальным разбавителем.
Это базовый для Tamiya
Это базовый для Hobby color
И тут полная путаница. Тамия выпускает в одинаковой таре с похожей этикеткой разные составы. Читайте внимательно - "acrylic color". Цифры на емкостях Ганзы не означают марку растворителя , это емкость тары. Существует несколько дизайнов этикетки, встречается тара с маркой "50" и.т.д. Необходимая надпись - "Hobby color".
В сети и разговорах много раз встречал реплики, что эти краски разбавляются водкой, спиртом, изопропанолом, чем угодно. Это действительно так. Поначалу были случаи, когда их разбавляли 646-м по незнанию и нахваливали. Не могу вам этого советовать пока полностью не освоитесь.
Нет смысла использовать лучшие в мире краски и разбавлять их суррогатом, ухудшая их свойства.
Эта химия очень экономична - за последние 6 лет, я израсходовал полторы банки тамии и два пузырька от Ганзы.
Указанные варианты полностью взаимозаменяемы.
Разбавитель Тамии сушит краску значительно быстрее, чем Ганза, и тут уже на любителя.
Экономия будет просто потрясающей, при условии, если добавлять разбавитель в краску не "в налив" как лимонад, а купив пластиковую пипетку со шкалой и добавляя точное количество.
С красками марки Mr color все интереснее.
Выпускается два типа разбавителя:
Быстрый
и Медленный
По японской традиции - крупные цифры на пузырьке обозначают емкость тары, а наименование пишут мелким шрифтом внизу. Как-то нелогично выходит.
Это если бы у нас на пакете молока писали емкость 950 огромными цифрами, а слово "молоко", мелким шрифтом внизу....
С этой краской отлично "дружит" вот такой разбавитель от Тамии
По скорости высыхания его можно отнести к быстрым разбавителям.
Вся химия для Mr color имеет несильный, но стойкий запах. Многих это останавливает в ее применении, спиртовые акрилы хоть и немного хуже в работе, но пахнут просто водкой.
Чтобы окончательно закрыть этот вопрос - скажу, что "вонючие" разбавители великолепно работают с красками на спирту. Только краска сохнет десятки секунд.
И тут, наверное вопрос возникнет: "Зачем такое количество видов и подвидов разбавителей?" Ведь большинство абсолютно взаимозаменяемо ... Если серьезно - их намного больше, но те что я перечислил, дадут самый лучший результат. Дело в разном запахе и скорости высыхания красок с ними.
И еще: перечисленная мною химия не вступает в реакцию с модельным пластиком и не оставляет на нем следов в 99 % случаев.
XX.
Зачем разные по скорости высыхания разбавители
Это зависит от ваших задач. Чем "быстрее" состав, тем менее равномерно ляжет краска на поверхность. Он просто высохнет быстрее , чем успеет растечься.
Если красить , например БТТ, то лишняя шагрень не проблема, броня такая и будет. Зато можно практически не ждать высыхания слоев - все сохнет почти моментально, делая окраску простой и быстрой.
Если мы красим например, рекордный самолет, то там поверхность требуется гладкая, на ней будет выделяться любая мельчайшая неровность, а последующие слои дело только усугубят. Здесь торопиться не надо - требуется тщательность отделки.
А у моделистов авто, например - любая неровность окраски недопустима. Кузова моделей красят особо тщательно, с послойной шлифовкой и полировкой. Применяют самые медленные растворители и добавляют ретардер.
Судомодели, как правило делают с очень большим уменьшением прототипа. Здесь неровность краски даже в несколько сотых миллиметра за счет масштаба будет очень хорошо заметна.
Когда работают малыми дозами краски с большим давлением, чтобы краска успевала пройти через иглу аэрографа , не засохнув, используют разбавители с замедлением высыхания.
В общем, есть специфичные задачи в каждом случае...
В принципе, можно добиться практически любого результата любым растворителем, варьируя густоту краски, давление и расстояние до объекта окраски. Если, конечно не ставить для себя сверхзадачи. Но все это здорово облегчает работу и настройку аэрографа.
XXI.
Ретардер и его использование
Если "скорость" разбавителя велика, либо нужно добиться более медленного высыхания краски, чем имеется, то применяют их замедлители - "ретардеры".
Тамия
Ганза
Большой разницы в них нет, но Ганза традиционно "медленнее" Тамии во всем.
Добавляем от 5 до 30 процентов от объема краски, в зависимости от ситуации, обычно
хватает 1/10 от объема.
Тут есть правило - матовые краски сохнут всегда быстрее глянцевых. У них просто поверхность контакта с воздухом больше чисто физически. Это, и еще несколько факторов учитываются при расчете пропорции ретардера.
XXII.
Оптимальное расстояние до объекта и давление при окраске
Расстояние до объекта зависит от давления воздуха в компрессоре и количества подаваемой краски, в среднем это 20 см.
Давление зависит от расстояния и густоты краски, в среднем 1 - 1.2 атм.
Вот теперь, когда все параметры озвучены , можно связать их в единую систему уравнений:
- Ьольше давление воздуха в аэрографе - краска более матовая, меньше - более гладкая.
- Меньшее давление требует более жидкой краски и меньшего расстояния при окраске
- Чтобы получить глянцевую краску, "замедляем" ее , делаем ее более жидкой , уменьшаем давление и расстояние.
- Матовая краска - много воздуха, быстрый разбавитель , большое расстояние.
- Нужен тонкий факел краски - значит делаем более жидкой, уменьшаем расстояние до объекта, а чтобы краска не растекалась , нужно ускорить разбавитель.
- Нужно быстро окрасить по маскам без потеков - работаем сухими слоями, сверхбыстрыми растворителями, а воздух уменьшаем иначе краска высохнет , не долетев.
Каждый раз можно подстраиваться под требуемую задачу. Модифицировать краску. Учитывать величину пигмента и.т.д. Одним словом - думать...
А самый быстрый разбавитель - чистый спирт. Он меняет оттенок краски, осветляя ее немного, поэтому используют его так довольно редко.
На этот раз - достаточно. В следующий раз поговорим об ошибках и методах их устранения
Комментариев нет:
Отправить комментарий